Блог сайта

Современное российское образование: проблемы, тенденции и перспективы

О проблемах системы школьного образования в интернете и в периодической печати написано много. Педагоги, родители, видные общественные деятели возмущены тем состоянием, в котором сегодня оказалась школа. Очередная статья в этом плане не может ничего изменить, если тонны обращений в адрес Министерства образования и науки, в адрес правительства и президента так и не нашли адекватного ответа. Тем не менее, считаю своим долгом в очередной раз поднять вопросы о том, что же сегодня происходит с российским школьным образованием, каковы главные ее проблемы, в каких направлениях нужно двигаться, чтобы исправить существующее положение и каковы перспективы дальнейшего развития российской школы?

 

 

Одной из главных проблем современной российской школы является отсутствие единой образовательной программы. В советской школе такая программа существовала и была привязана к определенному учебнику, рекомендованному Министерством просвещения СССР. После распада Советского Союза и всех тех реформ, которые последовали за этим распадом в системе образования, привели к возникновению довольно абсурдной ситуации. Учебники сегодня пишутся и выпускаются различными авторами и издательствами. При этом не один из учебников, поступающих в школы не проходит достаточной проверки как на содержание, так и на качество. Для того, чтобы устранить эту абсурдную ситуацию необходимо:

во-первых – возродить правило – «один учебник – одна программа»;

во-вторых – министерство должно в качестве базового учебника утвердит один, который был бы написан коллективно, при участии ученых и ведущих педагогов, прошел проверку в министерстве и в Академии наук;

в-третьих – учебники и программы должно выпускать только государственное издательство, например, «Просвещение».

 

Не менее острую проблему в системе образования создал отказ от линейного обучения. Это особенно актуально для таких предметов, как литература, история, обществознание. Разбивание преподавания на два концентра привело к тому, что материал, изученный в 5-9 классах общеобразовательных школ, повторяется во втором концентре, что приводит к снижению интереса учащихся к предметам. Для того, чтобы устранить нелепую ситуацию, возникшую в результате необдуманных реформ начала 1990-х годов, необходимо вернуться к линейному обучению.

 

Самое большое зло, которое не только тормозит развитие российского школьного образования, но и приводит к его неуклонному падению, является ЕГЭ. Уже неоднократно в средствах массовой информации, со страниц интернета, с выступлений самих педагогов и научных, общественных деятелей звучал призыв к отмене данной формы аттестации выпускников. Однако правительство не хочет слышать о том вреде, которое принесло образованию введение Единого государственного экзамена. В старших классах, вместо того, чтобы давать ученикам системные знания, учителя вынуждены тратить драгоценное учебное время на его подготовку, решать задачи, которые отупляют учеников и делают из них роботов. Ученик, целенаправленно готовящейся успешно сдать ЕГЭ, перестает мыслить, думать, сопоставлять и анализировать. Его цель – угадать правильный ответ на тестовый вопрос.

 

Кроме формы ЕГЭ большого возмущения вызывают и те вопросы, на которые должны отвечать школьники. Нет смысла повторять бестолковые вопросы, которыми полны задачники ЕГЭ по литературе, русскому языку, истории или обществознанию. Каждый из вас их может набрать в огромном количестве, открыв любой из имеющихся на сегодняшний день задачников по ЕГЭ. Создается ощущение, что составители этих тестов вообще не учились в школе или были круглыми двоечниками.

 

Говоря о перспективах российского школьного образования, хочется подчеркнуть один немаловажный факт. Пока не будет отменены ЕГЭ, не состоится переход к линейному обучению, и пока учебники и программы будут составлять люди далекие от образования и науки, деградация российской школы будет неуклонно продолжаться.

 

Таким образом, для улучшения ситуации в системе российского школьного образования необходимо отказаться от ЕГЭ, вернуть линейное обучение и взять под контроль государством издания учебников и программ к ним. 

Нет комментариев

Добавить комментарий